Популярные Валюты Криптовалюты Металлы Индексы Акции
Регистрация

Путин поскупился на денежные стимулы из-за опасений по поводу санкций

Разное
Потрепанный рубль может вскоре восстановиться?

У Кремля есть деньги, но он придерживает их на случай введения новых санкций США.

За время своего более чем десятилетнего пребывания на посту министра финансов Алексей Кудрин стал самым надежным экономистом Владимира Путина. Он сокращал расходы и вкладывал сотни миллиардов долларов в стабфонд на черный день. И это помогало Кремлю уверенно выдерживать экономические кризисы. Теперь же Алексей Кудрин говорит, что Россия должна тратить больше.

Однако Кремль не реагирует на такие призывы, даже несмотря на то, что в этом году, таком сложном для всего мира, Фонд национального благосостояния России вырос на 40%. Путин не хочет сейчас рисковать и использовать эти накопления, пусть даже и ценой дальнейшего экономического упадка всей страны. Это происходит потому, что после более чем пяти лет эскалации напряженности в отношениях с США и Европой, отношения продолжают накаляться.

«Фонд был создан, чтобы аккумулировать доходы от высоких цен на нефть, чтобы их можно было использовать в трудные времена», – сказал в интервью Кудрин, который до 2011 года был министром финансов, а сейчас возглавляет государственное аудиторское агентство. «Пандемия – это именно такая ситуация».

На форуме «Россия зовет!» 29 октября Владимир Путин заявил, что любое увеличение расходов будет осуществляться «очень осторожно», чтобы не истощить валютные резервы страны. В отличие от других крупных экономик, «нам не к кому идти с протянутой рукой», — заключил Путин.

ФНБ
Стоимость Фонда национального благосостояния России

Россия избежала наихудшей рецессии из-за коронавируса благодаря экономике, зависящей от экспорта таких товаров, как нефть, газ, сталь и уголь, которых локдауны не коснулись.

Правительство России заявляет, что бюджетные стимулы в этом году составляют почти 10% валового внутреннего продукта. Но Кудрин и другие экономисты говорят, что эта цифра приближается к 3%, что делает Россию одной из крупнейших экономик с наименьшими расходами на пандемию. Большая часть расходов финансируется за счет займов в банках, даже несмотря на то, что падение курса рубля привело к увеличению экспортных доходов. В результате сбережения в Фонде национального благосостояния выросли до 172 миллиардов долларов. Правительство планирует сократить заимствования в 2021 году, чтобы ужесточить бюджет, который превратился в дефицит после трех лет профицита.

Рядовым россиянам же пришлось затянуть пояса и собрать все свои сбережения, чтобы продержаться во время шестинедельной изоляции, закончившейся в середине мая. К тому времени почти у половины либо не было личных сбережений, либо их хватало на покрытие расходов в течение четырех недель, согласно опросу Московского центра стратегических исследований. Благотворительная организация «Ночлежка», раздающая бесплатные обеды в Москве и Санкт-Петербурге, сообщает, что весной спрос увеличился вдвое и с тех пор остается высоким.

«Сейчас Россия – одна из немногих крупных экономик, проводящих жесткую экономию, и она применяется из-за неправильных причин», – говорит Сергей Гуриев, бывший главный экономист Европейского банка реконструкции и развития. Доля расходов на здравоохранение и образование в общих государственных расходах за три года до пандемии снизилась. Крупные инфраструктурные проекты также страдают от недостатка финансирования, особенно в регионах, удаленных от Москвы. Например, жители Якутии 30 лет ждали моста, который Кремль обещал построить через третью по величине реку России. Деньги, которые должны были быть выделены на это, были направлены на финансирование моста в Крыму стоимостью 3,5 миллиарда долларов, строительство которого было завершено два года назад.

В течение первых восьми лет президентства высокие цены на нефть помогли Путину обеспечить рост уровня жизни и среднегодовой рост на 7%. Но за последнее десятилетие рост сменился стагнацией. После крымского кризиса экономика росла в среднем всего на 0,7% в год, и этот рост закончился два года назад.

2020 год начался с обещания Владимира Путина потратить около 2,1 триллионов рублей (27 миллиардов долларов) на инфраструктурные проекты и льготы для бедных. Затем разразилась пандемия, и часть этих денег была направлена ​​на поддержку отраслей, пострадавших от карантина.

Когда рейтинг Путина упал до рекордно низкого уровня в 59% во время изоляции, правительство ослабило ограничения вместо увеличения финансовой поддержки. «Похоже, что политики хотят держать людей в бедности, чтобы вся их энергия была сосредоточена на выживании, не оставляя времени на протесты», – говорит Александра Суслина, специалист по бюджету московского аналитического центра Economic Expert Group. «Повышение уровня жизни просто не является приоритетом».

Рейтинги Путина восстановились за лето. Но теперь правительство столкнулось с очередным всплеском коронавирусной инфекции, которое может выйти из-под контроля при отсутствии новых ограничений.

Между тем, риск новых санкций США увеличился. В ходе последних дебатов перед президентскими выборами в США 3 ноября кандидат от демократов Джо Байден предупредил, что любая страна, которая вмешивается в голосование, «заплатит», и добавил, что уже есть свидетельства вмешательства со стороны России.

Международный валютный фонд и крупные рейтинговые компании в последние годы нередко положительно комментировали тот факт, что Россия удерживает уровень долга на одном из самых низких в мире, а валютные резервы – среди самых высоких. Но Кудрин говорит, что, сохраняя такой уровень осмотрительности во время кризиса, правительство рискует затянуть экономическую просадку на долгие годы. «Я полагаю, что они осторожны с расходами, потому что беспокоятся о будущих рисках», – говорит он. «Но позже будет намного сложнее восстановить экономику, если она сильно пострадает».

Источник: Bloomberg

0

Автор публикации

не в сети 5 лет

Лиза Иванова

0
Тут мог быть мой статус, но я его пока не придумалА
Комментарии: 0Публикации: 395Регистрация: 28-02-2019
Поделиться публикацией