Популярные Валюты Криптовалюты Металлы Индексы Акции
Регистрация

Наднациональные CBDC угрожают глобальному господству доллара

Разное
КриптаЭкономика
Криптовалюты

Чешский серебряный бум 16-го века породил денежную единицу, известную как талер, или, по-английски, доллар. Но США придется освоить более сложные технологии, если доллар хочет сохранить свой статус мировой резервной валюты.

Америка, безусловно, хорошо понимает угрозу, которую представляет для доллара технология блокчейна. В марте президент США Джо Байден издал указ, требующий от Министерства финансов изучить возможность использования цифровой валюты центрального банка (CBDC), в котором говорится, что этот шаг ставит в приоритет участие страны в ю эксперименте.

Такая инициатива, согласно приказу, «обеспечит лидерство США на международном уровне для содействия развитию CBDC, которое соответствует приоритетам и демократическим ценностям США».

По словам эксперта по CBDC, который консультирует крупные центральные банки по этому вопросу, такое развитие событий даже запаздывает. Он выразил удивление медленными темпами развития цифровых валют, поддерживаемых государством, в США.

Он противопоставил заметную роль, которую такие компании, как, например, Amazon, сыграли в цифровой экономике два десятилетия назад, с неспособностью США взять на себя ведущую роль в CBDC.

«Даже просто играя в геополитические игры, CBDC значительно изменять реальность, как и биткойн. Китай продвинулся вперед с точки зрения криптовалют, и результатом будет вызов доминированию доллара и, следовательно, в долгосрочной перспективе – роли США во всем мире.

«Удивительно, что для США, которые видят свои национальные интересы в различных областях, похоже, абсолютно нормальна текущая ситуация с цифровыми валютами. Это сбивает с толку».

Может ли цифровой юань угрожать доллару?

По мнению Дэвида Ву, бывшего старшего стратега Уолл-Стрит, доллар США в настоящее время занимает «доминирующее» положение на мировых валютных рынках. Но могут ли новые CBDC, такие как китайский цифровой юань (e-CNY), бросить вызов этой позиции?

Прямо сейчас ответ – нет. Несмотря на то, что цифровой юань в Китае внедряется быстрыми темпами – центральный банк страны недавно расширил свой пилотный проект e-CNY до 20 городов, он является розничным и, следовательно, чисто внутренним инструментом.

Мэтт Джонсон, директор по исследованиям стратегической консалтинговой компании Garnaut Global, отмечает, что e-CNY мало повлияет на резервный статус доллара без ослабления контроля над капиталом в Китае. Но он также говорит, что, если проект будет успешным, он может привести к более открытому курсу.

«Благодаря более полным данным, которые предоставляет цифровая валюта, и способности контролировать финансовые потоки в режиме реального времени китайские власти могли бы постепенно обрести больше уверенности, чтобы начать ослаблять денежно-кредитный контроль», — говорит он.

«Почти все будет зависеть от фундаментальных изменений в макроэкономической политике Народного банка Китая (НБК), а также от иностранного спроса [на e-CNY]».

Китаю необходимо ослабить контроль над капиталом

Эмили Джин из вашингтонского аналитического Центра новой американской безопасности говорит, что интернационализация является следующим естественным шагом для китайской CBDC, но она согласна с Джонсоном в том, что Пекину необходимо ослабить его контроль над капиталом.

«Пока Китай не желает по-настоящему открыть свой счет операций с капиталом и не обесценивать искусственно свою валюту, чтобы сделать свой экспорт более привлекательным, не имеет значения, удастся ли ему внедрить e-CNY внутри страны», — говорит она.

Однако макроэкономическая политика Китая за предыдущие два десятилетия предполагает, что шаги по ослаблению контроля за движением капитала будут происходить медленно. Пока Гонконг продолжает предлагать китайским компаниям доступ к мировым долларовым финансовым рынкам в рамках подхода «одна страна, две системы», у НБК будет ограниченный аппетит к свободному юаню.

Является ли биткойн альтернативой доллару?

E-CNY — не единственная цифровая валюта в блокчейне. Наим Аслам, главный рыночный аналитик брокера AvaTrade, говорит, что сохраняющаяся геополитическая напряженность угрожает статусу доллара как резервной валюты и считает, что странам стоит рассматривать альтернативы, такие как биткойн.

Но биткойн также вряд ли представляет угрозу гегемонии доллара США. Пока что только Сальвадор сделал BTC законным платежным средством, а крошечное тихоокеанское островное государство Тонга определило график, по которому оно последует этому примеру в 2023 году.

Другие страны, в том числе Парагвай, Панама и Гватемала, сообщили, что они тоже могут принять биткоин как законное платежное средство.

В совокупности этот блок стран вряд ли будет угрожать резервному статусу доллара.

По словам Майкла Ривза, эксперту по блокчейну в сфере финансовых услуг, существует ряд проблем с использованием биткойна для торговли.

Прежде всего, он говорит, что волатильность на рынках биткойна и других цифровых валют означает, что компании в крупных странах будут неохотно подписывать контракты, подписанные с использованием нефиатной валюты в качестве расчетной цены.

Ривз говорит, что отсутствие ценообразования на рынках цифровых валют приводит к уровням волатильности, которые не наблюдаются на эффективных спотовых валютных рынках.

«Есть некоторые фундаментальные проблемы с расчетами по сделкам с использованием биткойнов. И самая большая из них заключается в том, что фирмы должны оплачивать свои счета в традиционных валютах. Например, если у вас есть рабочие в Японии и вы платите им иены, то из-за волатильности BTC вы не захотите, чтобы вам платили за ваши товары в криптовалюте».

BTC не является альтернативой доллару США для торговли

Ривз указывает ещё на одну проблему, связанную с отсутствием ценообразования на криптовалютных рынках:  ограниченная возможность для разработки деривативов, которые можно было бы использовать для хеджирования колебаний цен на криптовалюту.

«Чтобы эти криптодеривативы были доступны, вам нужна уверенность рынка в эффективном рынке наличных криптовалют, которого в настоящее время не существует, и обе эти вещи должны развиваться, чтобы биткойн стал жизнеспособным средством расчетов».

Эксперт по блокчейну из Токио также указывает на проблему налогообложения. В Японии, а также в ряде крупных экономик, включая США, криптовалюта рассматривается как актив, а не как валюта.

Это означает, что налоговое событие инициируется, когда платеж производится, скажем, в BTC или ETH. Если цена «активов» увеличилась с момента их покупки, то будет уплачиваться налог в национальной валюте, что снова поднимает вопрос о волатильности цен на криптовалюту.

«Вся эта область намного сложнее, чем кажется на первый взгляд, и использовать BTC для торговли, безусловно, сложнее, чем платить в традиционных валютах».

Биткойн не является суверенной валютой

По словам Макото Такемия, соучредителя и генерального директора японской крипто-технологической компании Soramitsu, решение Сальвадора сделать биткойн законным платежным средством создает еще ряд проблем, помимо практических вопросов, изложенных выше.

Японская фирма предоставила технологию для розничного CBDC Камбоджи, цифрового баконга, а также работает над аналогичным проектом с Лаосом, а также ведет технико-экономическое обоснование для запуска аналогичного инструмента в ряде островных государств в Океания.

Ключевое различие между розничными проектами CBDC Soramitsu и использованием BTC Сальвадором заключается в том, что первые пытаются укрепить свои суверенные валюты, в то время как центральноамериканская страна просто обменяла одно на другое.

«Таким образом, биткойн по-прежнему является иностранной валютой для Сальвадора, как и доллар США, только вместо того, чтобы быть привязанным к американским интересам, они привязаны к каким-то случайным майнерам и криптоэнтузиастам, у которых они должны просить об инвестициях».

Макото Такемия говорит, что биткойн не является правильным вариантом для суверенной страны, которая должна либо использовать свою собственную валюту, либо вместо этого наднациональную валюту, над которой она имеет полномочия управления.

«Поэтому меня разочаровывает то, что правительство тратит деньги на покупку биткойнов, когда они должны инвестировать в свою экономику для создания новых товаров и услуг в своей стране», — говорит он.

Успех Камбоджи в дедолларизации

Цифровой баконг Камбоджи был запущен в 2020 году и успешно сократил использование доллара на внутреннем рынке. До недавнего времени валюта страны Юго-Восточной Азии, риель, использовалась только для транзакций на сумму менее доллара.

Дедолларизация является одной из двух основных целей проекта в Камбодже, наряду с повышением финансовой доступности.

«Пользовательская база цифрового баконга растет довольно быстро, примерно в пять раз в 2021 году, и темпы роста становятся все быстрее. И внутри системы использование камбоджийского риеля намного выше по сравнению с наличными или банковскими переводами».

Мультивалютные CBDC

По данным Всемирного банка, валовой внутренний продукт Камбоджи в 2020 году составил всего 25 миллиардов долларов, а размер экономики в других странах еще меньше.

Даже если полная дедолларизация будет достигнута во всех странах, в которых Soramitsu активно работает, влияние на спрос на доллар будет ограниченным, учитывая, что, по оценкам Европейского центрального банка, примерно 40% мировой торговли осуществлялось в долларах в 2021 году.

Но Сайед Мушир Ахмед, основатель Hong Kong Fintech Association, указывает на потенциал мультивалютных CBDC (MCBDC) для снижения глобального спроса на доллары среди гораздо более крупных экономик.

«Именно здесь вступают в силу MCBDC. Теперь у вас есть механизм, который не требует от стран наличия долларовых запасов для импорта и экспорта, вместо этого он может быть основан на курсе внутренней валюты».

Это особенно верно для азиатских валют, большинство из которых контролируется капиталом и их трудно обменять.

MCBDC «сократят» использование доллара

Мушир приводит в пример Индию и Вьетнам, валюты которых контролируют их центральные банки, и объем торговли между которыми, по данным Министерства иностранных дел Индии, в финансовом году, составил более 11 миллиардов долларов.

«В настоящее время невозможно обменять вьетнамский донг на индийскую рупию, потому что это нужно только тем, кто работает между двумя странами.

«Но если у вас есть MCBDC, то можно проводить сделки через два центральных банка. Если это произойдет, то есть механизм, который снизит спрос на доллар».

Это просто пример. Сведений о существовании такого проекта нет.

Базирующийся в Швейцарии Банк международных расчетов (BIS), недавно опубликовал отчет о своем проекте Dunbar.

В этом проекте изучалось, как может появиться общая платформа для MCBDC, и в нем участвовали Резервный банк Австралии, Банк Negara Malaysia, Денежно-кредитное управление Сингапура и Южноафриканский резервный банк.

В отчете сделан вывод, что, хотя есть ряд проблем, в основном связанных с управлением, который может привести существование MCDBC в тупик, существует потенциал для успеха региональных проектов.

Региональные проекты CBDC

«Учитывая сложность наличия нескольких центральных банков, совместно использующих критически важные финансовые инфраструктуры, и уникальные требования каждой юрисдикции, общая платформа с несколькими CBDC, скорее всего, будет реализована как серия региональных платформ, а не как единая глобальная платформа».  Об этом говорится в отчете BIS.

И эти региональные платформы начинают появляться. Машир указывает на проект mBridge, который поддерживается BIS и направлен на создание взаимодействующей платежной системы между четырьмя странами: Китаем, Гонконгом, Таиландом и Объединенными Арабскими Эмиратами.

BIS заявляет, что проект m-Bridge CBDC, известный как Lionrock в Гонконге и Inthanon в Таиланде, «создаст благоприятную среду для большего числа центральных банков в Азии, а также других регионах для совместного изучения потенциала DLT (технологии распределенного реестра) в укреплении финансовой инфраструктуры для трансграничных платежей».

Несмотря на небольшое количество вовлеченных стран, даже ограниченный проект такого рода может привести к тому, что значительный объем торговых операций будет осуществляться непосредственно между центральными банками. Согласно данным ООН, китайский экспорт в Таиланд в 2020 году составил 50 миллиардов долларов.

Цифровые валюты угрожают доллару

Мушир говорит, что MCBDC могут появиться в ближайшем будущем. Хотя ранее он предполагал, что для решения технических проблем, связанных с этими проектами, потребуется от трех до пяти лет, сроки становятся короче из-за уровня государственной поддержки этих проектов и работы, проделанной BIS.

«Вскоре страны узнают, какие протоколы и механизмы можно использовать для MCBDC, и создание необходимой инфраструктуры не займет слишком много времени. Независимо от того, выпустят ли США CBDC в рекордно короткие сроки, это приведёт к уменьшению доминирования доллара в ближайшие годы.

Я ожидаю, что произойдет переход к азиатским валютам, и это не обязательно будет юань», — говорит Машир.

Такемия из Soramitsu говорит, что есть альтернатива MCBDC. В настоящее время это проект Sora, поддерживаемого рядом энтузиастов криптовалюты.

Sora, запущенная в 2020, представляет собой децентрализованный MCBDC, который генеральный директор описывает как «забавный проект», но с реальными последствиями. Он основан на блокчейне Polkadot.

Проект Sora с открытым исходным кодом предназначен для работы в качестве наднациональной цифровой валюты.

«Мы пытаемся создать будущее денег, это не просто платежная система, потому что потенциал блокчейна намного больше, он позволяет проводить новые типы денежно-кредитной политики. Изучение сетевой активности позволит центральным банкам выявить ключевые факторы их экономики.

Мы ведем переговоры с несколькими странами о том, чтобы заставить их использовать Sora.

А если они это сделают, то тогда  пользователи будут иметь права управления», — говорит Такемия.

По словам Карлы Норрлёф, доцента Университета Торонто и старшего научного сотрудника аналитического центра по международным делам Атлантического совета, может существовать ряд потенциальных вариантов, которые снизят глобальную зависимость от доллара.

Россия вступает в гонку CBDC

Санкции, наложенные на Россию, могут оказаться обоюдоострым мечом для США с точки зрения роли доллара в мировой торговле и вместо привести к созданию крупномасштабной цифровой платформы.

В январе Центральный банк России опубликовал документ, в котором говорилось, что криптовалюты представляют риск для внутренней финансовой стабильности.

Но центральный банк быстро изменил свое мнение по этому вопросу и в середине марта выдал Сбербанку лицензию на цифровые активы, который быстро выпустил новую криптовалюту — Sbercoin, которая находилась в разработке с 2020 года.

Причина такого разворота очевидна. Чуть более чем за неделю до 24 февраля 2022 года Банк России и ряд других банков начали тестирование цифровой рублевой платформы и осуществили первые цифровые рублевые переводы между физическими лицами.

До сих пор объемы были низкими. Платформа блокчейн-данных Chainalysis отслеживала десятки миллионов долларов, отправленные российскими китами на другие адреса после 24 февраля, а объемы торгов Sbercoin, по данным CoinMarketCap, составляли скромные 4,5 миллионов долларов.

Будут ли российские санкции способствовать дедолларизации

Однако центральный банк пока не сообщает, когда цифровые рубли станут широко доступны или когда пользователи за пределами России смогут проводить транзакции с цифровой валютой.

Ривз говорит, что одним из вероятных результатов нынешнего режима финансовых санкций против России является разделение мирового валютного рынка, когда Россия будет стимулировать дедолларизацию.

Он говорит, что, отделение Москвы от мировых финансовых рынков будет стимулировать страну к созданию собственной системы, полностью независимой от влияния США.

«Таким образом, чем сильнее американцы отталкивают других, тем больше у них шансов создать успешную конкурирующую инфраструктуру».

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Anton Sumskij

0
Комментарии: 0Публикации: 216Регистрация: 06-06-2021
Поделиться публикацией